Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели . Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .
Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.
На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли . Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .
Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации. Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как свидетельствуют многие эскизы.
В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной византийской или русской базилики.
В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый» квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не опасаясь нежелательных встреч .
Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.
В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена ,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю») может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он поймет , как она чудовищно трудна .
Поплярное на сайте:
Свой гений
Необычайно звучный цветовой эффект видим в «Болоте в лесу» (1872, Русский музей), где его живописное решение особенно наглядно вследствие незаконченности картины. Ощущение тишины и настороженности природы, чего-то зловещего в этом глухом ...
Средства художественного языка в авангардных стилях начала XX века
Авангардизм (франц. Avantgafdisme от avant – передовой и garde – отряд). Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчетсва, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие ...
Развитие Парламента
Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короно ...
Навигация