Организация комитетов в Палате общин

Страница 1

В Палате общин действуют постоянные, специальные, сес­сионные комитеты. Образуются также объединенные коми­теты обеих палат Парламента.

Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а Комитетом по отбору (Committee of Selection).

Комитет по отбору образуется Палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами пар­тий в Палате общин.

При формировании комитетов Комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в Палате об­щин так, чтобы они были представлены в комитете пропор­ционально количеству мест в палате. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией кандидатов.

Постоянные комитеты создаются в начале работы пар­ламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение биллей. Не суще­ствует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Комитеты именуются условно — А, В, С, D и не специализируются по каким-либо вопросам. Един­ственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, — это Большой Шотланд­ский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирланд­ский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению бил­лей частных членов.

Большое влияние на организацию и деятельность посто­янных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в ка­кой постоянный комитет направить законопроект. Председа­тели постоянных комитетов назначаются спикером по его ус­мотрению.

Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье, а также предлагать новые статьи к биллю.

В составе постоянного комитета от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в Палате об­щин, — слева от председателя сидят члены оппозиции, спра­ва — члены правительства. «Кнуты» наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум постоянного комитета – 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.

Министры, в обязанности которых включено проведение за­конопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства.

Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.

Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид комитетов палаты. Их члены также выбираются Комитетом по отбору. Специаль­ные комитеты состоят из 10-15 членов палаты.

В отличие от постоянных, специальные комитеты функционируют на постоянной ос­нове. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование «сес­сионных» (сессионные комитеты).

Существует 14 специальных комитетов.

Основная задача специальных комитетов - рас­следование и проверка деятельности основных министерств. Поэтому система специальных комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностран­ным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговле; транспорту; сельскому хозяй­ству; занятости; окружающей среде; образованию; науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; вал­лийским делам. Кроме того, имеются специальные коми­теты по европейскому законодательству, по делам парламентского уполномоченного и пр.

Система специальных коми­тетов была реорганизована в 1979 году. Существовав­шая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможностей тщательно исследовать правитель­ственную деятельность. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, прово­дящих тщательное расследование правительственной дея­тельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.

Комитет свободен в выборе конкретно­го предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Ко­митеты имеют право требовать представления необходимых для проведения расследования документов, назначать экспертов, вызывать свидетелей. Свидетель, отказавшийся явиться, вино­вен в неуважении к Палате общин (формально палата наде­лена правом заключить такое лицо в тюрьму).

Прави­тельство практически всегда присылает министра на заседание специального комите­та, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.

На заседаниях комитета могут присутствовать и посторон­ние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить и при закрытых дверях. В этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета.

После окончания работы комитет составляет доклад, ко­торый представляется Палате общин.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

20-е. Свобода женщинам
Межвоенное поколение 20-х годов не потерялось именно благодаря писателям, культивировавшим образ этого десятилетия. Романы Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка навечно сохранили эпоху, возникшую на раздавленных танках предыдущего десятилетия. ...

Трагедии А. С. Пушкина
Кто же виноват в том, что классическая трагедия, расцветшая в стране, тогда еще до конца не признанной остальной Европой в качестве равного партнера, сошла на нет в России, освободившей Европу от французов и возглавившей Священный союз ко ...

Искусство древнего царства
Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйс ...