В Палате общин действуют постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются также объединенные комитеты обеих палат Парламента.
Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а Комитетом по отбору (Committee of Selection).
Комитет по отбору образуется Палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами партий в Палате общин.
При формировании комитетов Комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в Палате общин так, чтобы они были представлены в комитете пропорционально количеству мест в палате. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией кандидатов.
Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Комитеты именуются условно — А, В, С, D и не специализируются по каким-либо вопросам. Единственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, — это Большой Шотландский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирландский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению биллей частных членов.
Большое влияние на организацию и деятельность постоянных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в какой постоянный комитет направить законопроект. Председатели постоянных комитетов назначаются спикером по его усмотрению.
Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье, а также предлагать новые статьи к биллю.
В составе постоянного комитета от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в Палате общин, — слева от председателя сидят члены оппозиции, справа — члены правительства. «Кнуты» наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум постоянного комитета – 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.
Министры, в обязанности которых включено проведение законопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства.
Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.
Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид комитетов палаты. Их члены также выбираются Комитетом по отбору. Специальные комитеты состоят из 10-15 членов палаты.
В отличие от постоянных, специальные комитеты функционируют на постоянной основе. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование «сессионных» (сессионные комитеты).
Существует 14 специальных комитетов.
Основная задача специальных комитетов - расследование и проверка деятельности основных министерств. Поэтому система специальных комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговле; транспорту; сельскому хозяйству; занятости; окружающей среде; образованию; науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; валлийским делам. Кроме того, имеются специальные комитеты по европейскому законодательству, по делам парламентского уполномоченного и пр.
Система специальных комитетов была реорганизована в 1979 году. Существовавшая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможностей тщательно исследовать правительственную деятельность. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, проводящих тщательное расследование правительственной деятельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.
Комитет свободен в выборе конкретного предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Комитеты имеют право требовать представления необходимых для проведения расследования документов, назначать экспертов, вызывать свидетелей. Свидетель, отказавшийся явиться, виновен в неуважении к Палате общин (формально палата наделена правом заключить такое лицо в тюрьму).
Правительство практически всегда присылает министра на заседание специального комитета, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.
На заседаниях комитета могут присутствовать и посторонние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить и при закрытых дверях. В этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета.
После окончания работы комитет составляет доклад, который представляется Палате общин.
Поплярное на сайте:
20-е. Свобода женщинам
Межвоенное поколение 20-х годов не потерялось именно благодаря писателям, культивировавшим образ этого десятилетия. Романы Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка навечно сохранили эпоху, возникшую на раздавленных танках предыдущего десятилетия. ...
Трагедии А. С. Пушкина
Кто же виноват в том, что классическая трагедия, расцветшая в стране, тогда еще до конца не признанной остальной Европой в качестве равного партнера, сошла на нет в России, освободившей Европу от французов и возглавившей Священный союз ко ...
Искусство древнего царства
Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйс ...
Навигация