« .что касается моего дорогого сына, то он сам должен будет делать свою карьеру, ибо он так мало умел заставить всех моих друзей полюбить себя, что окажется совсем покинутым .»
Мать Гогена умерла в 1867 году, перед смертью так и не увидев своего сына. Она не смогла простить ему службу простым матросом, и все имущество отписала дочери; сыну достались книги, картины, фамильные портреты и кольцо - печатка, оставшееся в наследство от прадедушки. Опекуном детей был назначен Гюстав Ароза, который устроил Гогена на службу в банк Бертена. С помощью многочисленных связей опекуна, а также благодаря способности быстро разобраться и ориентироваться в биржевой жизни, Гоген уже через два года занял в банке одно из ведущих мест. Что повлекло его к живописи? Может, картины, которые украшали комнаты в доме его матери, или Гюстав Ароза, большой знаток и любитель живописи? У опекуна была богатая коллекция картин современных художников: Делакруа, Курбе, Домье, Коро, Писсарро и многие другие. Также он увлекался только вошедшей в моду фотографией, собирая фоторепродукции картин знаменитых мастеров. В доме Ароза часто собирались как именитые, так и мало известные, только подающие надежды художники; скульпторы, архитекторы, литераторы, журналисты . Дочь Авроза - Маргарита, была молодой талантливой художницей. Для Гогена началась новая жизнь. Днем он окружен цифрами, бумагами, расчетами. Он - финансист. Вечером, втайне от всех, он рисует и пишет маслом. Робкий, неуверенный, пока еще не уверенный в своих силах начинающий художник.
Следует заметить, что у этого таланта имелись генетические корни. В числе предков Гогена были два художника, вопросы искусства не были совсем чужды его семье. Дед - Анри - Франсуа Шазаль (художник и гравер), автор многочисленных гравированных портретов знаменитых людей и эстампов, сделанных с античных барельефов, статуй и т.п. Его брат - Анре-Франсуа-Антуан Шазаль - также художник и гравер, неоднократно выставлял свои произведения в Салоне, преподавал рисунок в Музее естественной истории и написал несколько работ по теории рисунка и гобеленов. Кстати сказать, сын Антуана тоже был художником.
Бабушка Гогена - Флора Тристан - была женщина незаурядная, наделенная выдающимися способностями и весьма известная среди современников. Любопытно, что Гоген унаследовал от нее не только некоторое портретное сходство, но что в его характере, как в зеркале, отразились многие черты его бабки. Решительный нрав Флоры, умение принимать весьма смелые решения, способность столь же мгновенно увлекаться самыми различными вещами, не обращая внимания на общественное мнение, ее многосторонние дарования - все это передалось и Гогену. Даже любовь к путешествиям, в которых она провела большую часть своей жизни, очевидно, тоже перешла к Гогену от Флоры.
Итак, все свое свободное время Гоген посвящает занятиям живописью. Он отстраняется от светской жизни, он смеется над ней: она наигранна, пуста, нелепа. Он сторонится сослуживцев, общаясь с ними только в пределах работы. Он сходится с мелким служащим - Эмилем Шуффенекером, у которого одна страсть - искусство (Шуффенекер будет верным другом Гогена всю жизнь, помогая ему в трудные минуты). По воскресеньям они вдвоем посещают Академию Каларосси, вместе ходят в музеи. В конце каждой недели Гоген встречается с Маргаритой, дочерью Ароза - они вместе работают над рисунком с натуры. Накапливая знания, Гоген одновременно растет как художник. Появляются его первые работы, еще не представленные на обзор широким массам.
В начале 1873 года Гоген знакомится с молодой датчанкой Мэтт-Софи Гад, приехавшей во Францию на каникулы, и женится на ней. Жена относится к развлечению мужа как к наиболее безобидному препровождению времени. Ей импонирует спокойный Эмиль Шуффенекер, а когда в их доме появляется известный уже в творческих кругах Камилл Писсарро, которого Гоген почитал как своего учителя, она приветствует его, не подозревая, как скажутся в дальнейшем на ее судьбе увлечения мужа живописью.
Гоген все больше углубляется в изучение рисунка и цвета. Вначале он занимается главным образом техническими сторонами и технологической основой живописи. Его первые пробы того времени, ученические работы маслом на бумаге: «Дом около озера» /1871/ и «Натюрморт с грушами и виноградом» /1872/. К этим же годам относятся два маленьких пейзажа (Копенгагенский музей и частная коллекция).
В семействе Гогенов рождается сын. Отец часто рисует ребенка во всевозможных позах, тщательно отрабатывая каждую деталь, делая многочисленные зарисовки рук, ног, головы в разных поворотах и положениях.
Поплярное на сайте:
Приоритеты искусства Древнего Египта
Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводу высказывание В.В. Павлова, сто ...
Ф.М. Вольтер
Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер (Франса Мари Аруэ, 1694-1778гг.) Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ к ...
Основы композиции и колорирования
Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене.
Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, с ...
Навигация