Сандро Боттичели

Статьи по культурологии » Сандро Боттичели

Страница 5

По своему замыслу "Рождение Венеры" близко "Весне", в нем трактуется предшествующее по смыслу положе­ние неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. Соединяясь с материей, живо­творный дух вдыхает в нее жизнь, и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенст­вования человечества, протягивает богине плащ «скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы о турнире:

«Девушка божественной красоты

Колышется, стоя на раковине,

Влекомой к берегу сладостраст­ными Зефирами

И Небеса любуются этим [зрели­щем]».

Нежные тона рассвета используются художни­ком скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружа­ющей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхо­лией, характерной для искусства Боттичелли. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразитель­ном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.

Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, "Поклонение волхвов" (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами - банкиром, близким к семье Медичи, и предна­значалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц. Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свиде­тельствующего о достигнутом к тому времени худож­ником высоком уровне мастерства. В целое вплетены и элементы изобразительного языка других живопис­цев, но Боттичелли придал всему неповторимый отте­нок меланхолического достоинства, который различаем тут даже в его автопортрете, и хотя в действе с извест­ными городу участниками запечатлен некий историче­ский момент, оно носит характер скорей фантастически прекрасного зрелища, свойственный впоследствии большинству произведений Сандро. "Поклонение ." напи­сано легкими, текучими линиями, в колорите его при­сутствуют золотистые отсветы наподобие ясного света солнечного заката, воссоздавая в более сложной про­странственной среде те эффекты, которые ранее использованы художником в двух его картинах на тему Истории Юдифи.

К "Поклонению волхвов", возможно, примыкает фреска с изображением Рождества Христова в люнете, нахо­дящемся теперь на внутренней части фасада церкви Санта Мария Новелла, над входным ее порталом. Пер­воначально он располагался выше, завершая заказан­ную Гаспаре Лами капеллу (или алтарь) со стороны фасада церкви. Примечательно, что в свое время этот люнет располагался по соседству с фреской Мазаччо "Троица", которая сегодня снова занимает ту же, что в XV веке, стену левого нефа.

Боттичелли был глубоко погружен как в духовную атмосферу медичейской культуры, так и в ту, которая наступила во Флоренции с приходом Савонаролы, черпая там творческое вдохновение. Какой бы из этих миров ни питал в большей степени искусство художника на протяжении его жизни, произведениям его неизменно свойственна острота экспрессии, поэ­тическая фантазия, неповторимо личная манера письма. Даже когда кажется, что Боттичелли остается в стороне от современного ему развития искусства, замыкаясь в самом себе (позднее творчество), мы не можем отказать в величии мастеру, который из шестидесяти пяти лет своей жизни полвека отдал искусству.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Поплярное на сайте:

“Стиль жизни” английского импрессионизма
В Англии художественные течения “конца века” складывались не столько как стили искусства, сколько как стили жизни. Течения “конца века” определились в Англии позже, чем во Франции. Сдерживало “викторианство”, отсутствие должных контактов ...

Основные даты жизни Андрея Рублева
60-е годы 14века Время рождения Андрея Рублева. 1405 год Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца А.Рублев участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1408 год А.Рублев и Даниил Черный руко ...

Жизненный и творческий путь К.В.Глюка
Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы. Отец Глюка был крестьянин, в молодости служил солдатом, а затем сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в б ...