Искусство В. Агеева отличает философское раздумье о своих предках, о друзьях, о людских отношениях. Если говорить о традициях и источниках его творчества, то это — Дюрер, Бохс, Гойя. Они явно оказали влияние на искания художника. Импульс, данный знакомством с этими великими мастерами, был развит и поддержан любовью к смелой цветовой композиции, перекликающейся с чувашскими народными вышивками, домоткаными пологами.
При сопоставлении работ Агеева с творчеством Федорова и Миттова представляется, что в отличие от них он передает чувашскую легенду и балладу, мысли о своей земле и своих предках языком классического искусства.
Национальный колорит или этнический тип—не главное для него. Агеев приобщает национальное содержание к общечеловеческим художественным ценностям. Чувашский фольклор как бы переводится на интернациональный художественный язык, и автор этого перевода тем самым утверждает, что философски осмысленная чувашская сказка или притча не менее важны в общечеловеческой культуре, чем индийские легенды, русские сказки или скандинавские саги.
Рассмотрение творчества трех этих художников позволяет понять сложные процессы, которые происходят в чувашском искусстве: ассимилирование достижений мирового и русского наследия, народной художественной культуры и становление на этой основе собственной национальной школы. Первый этап ее формирования был связан с поисками национального содержания в объекте изображения. Отличие следующего этапа, связанного с работами Миттова, Федорова и Агеева — в том, что центр тяжести переносится с особенностей объекта на художественную интерпретацию увиденного.
В полотне Р. Федорова «Земля поэта», картине В. Немцева «Озеленитель оврагов» и его натюрмортах, в произведениях Н. Ведерникова, в пейзажах А. Симакова, в сложных по цвету портретах Н. Енилина —мы видим, что чисто живописные поиски способствуют наиболее мощному воздействию содержания, более глубокому и полному раскрытию темы. А. Спиридонова, Е. Вдовичева, Р. Ермолаева, В. Гурин внесли свой значительный вклад в развитие чувашской живописи.
Ярчайшим мастером чувашской тематической картины является Овчинников Николай Васильевич.
Родился 14 октября 1918 г. в деревне Мижули Мариинско-Посадского района ЧАССР. После семилетки учился в Алатырском художественно-граверном училище, затем в подготовительных классах при Академии художеств в Ленинграде, на первом курсе Академии. Служба в армии, участник Великой Отечественной войны, имеет награды. После демобилизации – учеба в ленинградском художественном институте им. И. Е. Репина, в аспирантуре, в творческой мастерской А.М. Герасимова, преподаватель Чувашского пединститута им. И. Я. Яковлева. Член Союза художников СССР, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств ЧАССР, народный художник ЧАССР, профессор, лауреат Государственной премии ЧАССР им. К. В. Иванова, Заслуженный художник РСФСР, живописец. Председатель правления союза художников Чувашии, награжден орденом Дружбы народов. Участник многочисленных республиканских и всероссийских выставок. Его полотно «Первенец», созданное в 1952 году, экспонировалось на Международной выставке произведений молодых художников в Бухаресте, приуроченной к фестивалю молодежи и студентов.
…Ранняя весна, чуть пригревает мартовское солнце. Из сельского родильного дома молодая чета бережно несет своего первенца. Полотно проникнуто искренним и неподдельным чувством, правда, с чуть заметным налетом сентиментальности. Но сила художника – именно в искренности произведения.
В картинах Овчинникова большое место занимает пейзаж, действующий активно, создающий настроение. Природа Чувашии дает художнику благодатный материал. Чуть волнистые равнины, окаймленные величественными лесами, широкая бескрайняя Волга; стоящие то здесь, то там, уже бездействующие, серые ветряные мельницы… Художник с большим лиризмом передает красоту и своеобразие родного края. Активен пейзаж и в одной из наиболее известных его картин «Здравствуй, Земля!», изображающей космонавта Андриана Николаева после приземления. Среди художников своего поколения Овчинников одним из первых начал вводить в станковую картину портрет. Его произведения делались как бы менее «выдуманными» и более документально-повествовательными. Большой удачей художника являются портреты колхозников и знатных людей Чувашии, созданные в начале 1970-х годов.
Поплярное на сайте:
История. Формы работы
Практическая культурно-образовательная деятельность музеев. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. Перспективы развития.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Гер ...
Вторая соборная мечеть
В восьмидесятые годы XIX века при муфтии Салимгарее Шангареевиче Тефкилеве (1865-1885) была построена вторая мечеть стоимостью 1500 рублей в Нижегородской слободе на Преображенской улице (ныне ул. Леваневского). Мечеть была деревянная. Пе ...
Дега
Эдгар Дега был, без сомнения, самым крупным, талантливым и наиболее загадочным членом группы импрессионистов. Подобно Мане, он был выходцем из верхних слоев среднего класса. В его семье было несколько банкиров, и Дэга прочили карьеру юрис ...
Навигация