«Христову невесту» он писал назависимо от всех прописей и линеек. Его творческий почерк здесь самостоятелен, неповторимо своеобразен. У него здесь не только другие краски, у него другой подход к краскам. Вместо прописей грубой, суховатой черноты у него теперь иссиня-зеленая мягкая гамма красок; нежная и прозрачная. Недаром, когда художник писал эту картину, ему казалось, что от музыкант: в красочных аккордах «Христовой невесты» есть музыкальная стройность; это картина-элегия, выдержанная в одной глубоко прочувствованной и верно подобранной тональности.
Но самое главное было не в новизне красочного звучания, а в том, что молодому художнику удалось создать новый поэтический образ - насквозь русский и глубоко народный. Кто она, эта «Христова невеста»? Обычно считают, что она инокиня, удалившаяся от мира в глухой лесной скит. Но она не инокиня. На ней темно-синий сарафан, белая рубаха. Голова покрыта темно-синим же платком, так как им покрывались все женщины в Нижегородском Заволжье.
«Христова невеста» она не потому, что уже произнесла обет иночества, а потому, что она уже не верит в счастье на земле и устремляется своей душой и сердцем на иной, внутренний путь. Глубокая грусть застыла в ее больших глазах, и кончится или нет ее тропа в скиту - одно несомненно: для этой поэтической, чистой души все пути к счастью «заказаны». До этой картины Нестеров не был пейзажистом. В его работах 80-х годов пейзаж отсутствует. Он любит природу, но ее еще нет в его искусстве. Однако эту девушку, столь выношенную в его сердце, он окружил чудесным, так же как она, насквозь русским пейзажем. Гладя на эту северную тихость и ласковость природы, чувствуешь, что природа одна еще говорит скорбной душе одинокой девушки и будет говорить ей в какое бы крепкое безмолвие не ушла эта чуткая одинокая душа.
Отныне М.В. Нестеров вступил безысходно в самый избранный тесный круг певцов и вдохновенных поэтов русской природы.
Достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился перед глазами зрителя живой образ девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собой на его картины целую вереницу девушек и женщин, исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страдания».
Картина «На горах»: высоко над долиной Волги, над неоглядной ее ширью, над поросшей кустами ее луговой поймой, остановилась молодая женщина в темном сарафане, в белом платке; в ее руке несколько гроздьев алой рябины. Неоглядный простор манит неудержимою волей. А на душе у нее неизбывная кручина, такая же горькая, как эта рябина в ее руке. Она вслушивается в смутный голос души, да в светлые, ласкающие и зовущие голоса родной природы. Эта картина подлинная историческая драма.
«На горах» было лишь началом живописного сказания о судьбе русской женщины, задуманной Нестеровым.
Его повесть о русской женщине и о ее недоле в любви и счастье не была бы так искренна, правдива, глубока, если бы в душе самого художника не светил так высоко, не горел так ярко и неугасимо пламенник веры в то, что человек рожден для счастья и любви.
М.В. Нестеров написал целый цикл о судьбе русской женщины - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).
Поплярное на сайте:
Запоруки
Запоруки были традиционным началом самой свадьбы. Название "запоручивать" происходит от того, что обе стороны "бьют по рукам" - сговариваются. Но главное действие на запоруках - завешивание невесты, поэтому запоруки ещ ...
Театр Эллинистической эпохи
В эпоху эллионизма (III - I вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. Театры строились не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах.
В Александрии - столице царства Птолем ...
Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в Москве.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского куп ...
Навигация