Творчество Нестерова на уроках

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках

Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды, картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета», упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел прославиться как талантливый портретист.

Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты, найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в единении со средой, интерьером и пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В. Нестерова.

Он был тонким мастером лирического пейзажа.

Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины. Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для этого нужны особые формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX - начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной школы.

Цель определяет задачи:

Показать место и роль русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в. в мировой культуре.

Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.

Проанализировать педагогические и психологические особенности преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст дипломной работы, т.е. определить ее структуру.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в. рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания творчества М.В. Нестерова.

Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В. Нестерова в курсе МХК.

В заключение сделаны выводы по теме.

Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

Историко-теоретический.

На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.

Опытно-экспериментальный.

Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .

Заключительно-обобщающий.

Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В. Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала подростков.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов у учеников 5 – 6-х классов.

Поплярное на сайте:

Искусство древнего царства
Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйс ...

Фреска
В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известков ...

Религия майя
Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов ...