Специфика структуры уроков по МХК

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Специфика структуры уроков по МХК

Страница 1

Искусство играет большую роль в формировании нравственности подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения.

Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе.

Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим эстетическим суждениям.

В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений, стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования» произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического отношения к реальности.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Фетишизм
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное ...

Принципы оперной реформы
Основные положения своей оперной реформы Глюк изложил в посвящении, предпосланном партитуре оперы «Альцеста». Приведем несколько важнейших положений, наиболее ярко характеризующих музыкальную драму Глюка. В первую очередь Глюк требовал о ...

Сезанн, Мане и импрессионисты
Через Золя, Сезанн знакомится с художниками Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма, а также Камилем Писсаро чье влияние коренным образом сказалось на его развитии. Участвовал в выставках импрессионист ...