Художник М.В. Нестеров

Статьи по культурологии » Художник М.В. Нестеров

Страница 1

Михаил Васильевич Нестеров, проживший восемьдесят лет, пережил в своей долгой и многотрудной творческой биографии два пика -- признание как одного из первых религиозных художников рубежа веков и как одного из лучших портретистов, классика советского искусства предвоенной поры. Придворный художник царской фамилии, в свое время расписывавший престижные, грандиозные храмы по заказу приближенных самодержца, он за год до кончины был удостоен Сталинской премии .

При этом никому и в голову не приходило счесть Нестерова ловким приспособленцем: мало кто имел в художественных кругах столь прочный нравственный авторитет, равно пользовался признанием интеллигенции и рядовых зрителей. Это и понятно: воспитанник московской передвижнической школы, несмотря на увлечение евангельскими, иконописными сюжетами, он всегда держался простого и ясного художественного языка.

Родился Нестеров Михаил Васильевич 19 мая 1862 года в Уфе, в интеллигентной купеческой семье, интересовавшейся искусством. До 12 лет Нестеров учился в Уфе, в гимназии, потом перешёл в реальное училище Воскресенского в Москве. Но ученье плохо давалось ему. С ранних лет в нём стала проявляться большая любовь к рисованию. Директор Воскресенский обратил внимание на это и убедил родителей отдать мальчика в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда Нестеров и поступил во 2-ой половине 70-х годов. Здесь, среди однокашников, он познакомился с Левитаном, которого уже на школьной скамье все в училище называли «талантом».Эта дружба с Левитаном сыграла впоследствии немаловажную роль в развитии Нестерова как пейзажиста.

В московском училище живописи и зодчества его руководителем был профессор В.Г. Перов. Вполне понятно, что первые произведения Нестерова носят явный отпечаток влияния Перова, начиная с сюжета и кончая последней карикатурной фигурой («После бани», «Знаток», «Домашний арест», «Жертва», «Приятели» и др.).

Поначалу колеблющийся в своих вкусах, потом решительно неудовлетворённый направлением, царившим в Училище живописи, ваяния и зодчества, М.В. Нестеров в 1881г. переезжает из Москвы в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств к увлёкшему его тогда Крамскому.

Это ему легко удаётся. Однако и здесь его ждало разочарование. Крамской ничего не сказал ему нового, талант молодого художника ни только не получил должного признания, но не был даже как следует замечен, и Нестеров вновь возвращается в Москву, в покинутое училище, которое и заканчивает с успехом в 1886г., награждённый званием «классного художника» и большой серебряной медалью за картину «До государя челобитчики».

Затем появились его "Христова невеста" (в Третьяковской галерее) и "За приворотным зельем".

Підпис: 
Видение отроку Варфоломею
Ранние произведения Нестерова, считавшего себя учеником В.Г. Перова и В.Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере передвижников. Но вскоре в его творчестве наступил резкий перелом. Отныне художник стремился передать тоску по утраченному, несбыточному, воплотить тему мятущейся души, готовой скрыться от мирских треволнений за стенами монастыря, и, наконец, тему уединения, душевного покоя, раскрыть которую мастеру помогал лирический русский пейзаж. Сам Нестеров называл направление, в котором работал, «опоэтизированным реализмом». Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глубоко и искренне верующих людях прошлого.

Большой успех имели на выставках товарищества передвижников картины Нестерова: "Пустынник" (в Третьяковской галерее; повторение в музее Александра III) и, в особенности, "Видение отроку Варфоломею" (преподобному Сергию Радонежскому; также в Третьяковской галерее).

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Творчество
Жизнь в пригороде казалась Стивену скучной, и он ударялся в фантазии, которые привели его к занятиям киносъемкой. Он начал снимать фильмы, когда ему было 12 лет. Сначала он занялся этим от скуки, а потом, когда вступил в бойскауты, Стивен ...

Утро свадебного дня
Свадебное торжество: приезд за невестой, венчание и пир в доме молодого занимало в полном ритуале два дня. На второй день происходило венчание и пир у молодого. В эти же дни, вернее, в ночь между ними, устраивался девичник. С утра свадеб ...

Скульптура
Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое ...