Им написаны иконы для церквей в Новой Чартории (Волынской губернии) и в Гаграх (на Кавказе). В последнее время им выполнена обширная роспись нового собора Марфо-Мариинской обители в Москве, и написаны образа для собора в Сумахе. Внимания заслуживают также картины Нестерова: "Юность преподобного Сергия" (1892 - 97; в Третьяковской галерее), "Под благовест" (в Тенишевском музее, в Смоленске), "Труды преподобного Сергия" (1896 - 97; в Третьяковской галерее), "На горах" (у графа Меринга , в Киеве), "Великий постриг" (1897 - 98; в музее Александра III), "Благовещение" (собственность Государя Императора), "Преподобный Сергий Радонежский" (1891 - 99; в музее Александра III), "Святая Русь" (в музее Академии Художеств), "Святой Димитрий Царевич убиенный" (1899; в музее Александра III), акварель "Прощание преподобного Сергия с князем Димитрием Донским" в Третьяковской галерее). Здесь художник не описывает конкретных событий. Это – события православной духовной жизни.
Вся церковная живопись (составляющая половину всех произведений Нестерова), отнимавшая так много времени и энергии у трудолюбивого художника, оставляла, тем не менее, достаточно возможности и для чистой станковой живописи. Одновременно мастер запечатлел образы монахов и пустынников, старцев-отшельников, мечтателей и печальных девушек. Все они предстают на фоне неброских русских пейзажей. Природа на картинах Нестерова всегда тиха и спокойна. Здесь не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром, и ветер не качает деревьев. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Одинокие скиты, главки деревянных церквей на фоне неба – всё это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим.
Программными произведениями мастера стали: “Святая Русь” (1905 г.) и на “На Руси” (“Душа народа” 1916 г.). На первой картине художник представил Христа в окружении русских святых и народа на фоне русской природы. В 1907г. картина была приобретена в собственность Академией Художеств. В 1910 г. Нестерову было присвоено звание академика.
На полотне «На Руси» изображен берег Волги у Царева кургана.…Первое впечатление, будто перед нами «крестный ход»: несут икону с огромным черным ликом Спаса. По одну сторону от него – старик монах в схимнической ризе, по другую – высокий. Средних лет священник! Но нет! – вы вглядываетесь: это не священник, как и вся эта процессия совсем не «крестный ход»! Это русский царь в золотом одеянии XVI-XVII вв., в шапке Мономаха, с посохом и прочими, полагавшимися царю, атрибутами.… Налево от этой центральной группы, слегка в глубине, голый, резвящийся старец – юродивый, вокруг которого странницы и монахи увиваются в каком-то хлыстовском радении. Сзади главной группы, направо от иконы, несметная толпа народа, мужчин и женщин разных возрастов, разных эпох, различного общественного положения. В последних рядах в перспективном уменьшении, вы замечаете Ф.М. Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьёва. За всей этой огромной толпой высился бесчисленный ряд красных пик и священные стяги воинства Российского, сопровождающего толпу верхом на лошадях. А впереди всей этой пёстрой, но чрезвычайно гармонично сочетающейся массы народа, несколько поодаль от неё, шагах в 6- 8-ми от иконы черноликого Спаса, идёт светловолосый мальчик с маленькой котомкой на плечах, идёт безмятежно вперёд лёгкой поступью, широко раскрыв устремлённые вдаль большие голубые, полный веры глаза…
Картина «Соловьёв поёт», написана Нестеровым в 1917 г Сюжет не сложен: молодая послушница сидит ранним утром у дремлющего озера, окаймлённого красивым лесом, и слушает, затаив дыхание, песню Природы, изливающуюся в соловьиных трелях, а на губах, на которых обет воздержания от греховных поцелуев, улыбка, такая грустная, такая понятная, такая человеческая…
Поплярное на сайте:
Искусство Испании XVI—XVIII вв
В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи.
Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по национальности, родившийся на о ...
Музейный менеджмент
Конец ХХ века ознаменовал рождение 3-ей Промышленной революции, так называемой информационной революции.
Развитие информационных технологий приводит к тому, что при сохранении темпов прироста информации резко увеличивается скорость п ...
Канон
В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего. Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный изобразительный и/или письменный расск ...
Навигация