Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея.
Уникальные материалы пришли в Эрмитаж в результате раскопок высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947-1949 годах.
В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур, близ Еревана, проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные памятники поступили в Исторический музей Армении и в Эрмитаж. Находки сформировали в музее отдельную экспозицию.
Археологические раскопки последних лет, ведущиеся близи Самарканда, обогатили коллекции Эрмитажа редкостными стенными росписями и лёссовой скульптурой средневекового Пенджикента.
Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая Балка на Кавказе.
Скульптура и предметы прикладного искусства, сосредоточившие за последние годы Эрмитаж, позволили создать новый раздел собраний, посвященный Индонезии, а купленные после выставки 1953 года современная живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства.
Наибольшее значение для пополнения античных коллекций имеют многолетние раскопки, которые регулярно велись археологическими экспедициями Эрмитажа в древних центрах античной цивилизации в Северном Причерноморье: на острове Березань, в Нимфее и Херсонесе. Скульптура, надгробные стелы, сотни керамических изделий, подвески, перстни и другие украшения, предметы ремесла и быта значительно расширили фонды, характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья.
Комплектованию фондов и развертыванию экспозиций самого молодого в музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж, естественно, уделяет много внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям.
Большую ценность представляет деятельность Псковской археологической экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы этой экспедиции, следует отметить вислые свинцовые печати из архива XIV-XVI веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей.
Из Ленинградского отделения Института археологии в Эрмитаж поступили материалы раскопок, проводившихся М.К. Каргером с 1957 по 1963 год на территории древнего русского города Изяславля. Этот город-крепость, вторым после Киева принявший на себя удар татаро-монгольского нашествия, представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии.
Весьма важной являлась и является деятельность многочисленных поисковых экспедиций Русского отдела на Урале, Севере, в средней полосе России. Специалисты отдела закупают или получают в дар ценные произведения главным образом народного искусства, среди которых – изделия из кости и дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций также поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года и Служебника 1770 года.
И наконец, несколько примеров пополнения за последние двадцать лет собрания западноевропейского искусства.
В 1967 году музею была предложена жителем Таллина картина, как считалось, испанской школы. Расчистка полотна обнаружила его высокие живописные качества, а скрупулезное исследование подтвердило предположение сотрудников Эрмитажа о том, что они имеют дело с произведением французского художника начала XVII века Жака Белланжа. Его полотна высоко ценились современниками, он был известен и как мастер эстампа, но для последующих поколений как живописец он представлял загадку, так как картины его не сохранились. Эрмитажное «Оплакивание» являет собой огромную редкость.
В числе работ старых мастеров, приобретенных Эрмитажем за последние годы, можно назвать «Кающуюся Марию Магдалину» Джампетрино – итальянского художника XVI века, «Клеопатру» Массимо Страционе (Италия, XVII в.), произведения Адриана ван Остаде и Бар толомеуса Моленара (Голландия, XVII в.), Давида Тенирса (Фландрия, XVII в.), рисунки Пармиджанино, Тьеполо, Гюбера Робера, Каспара Давида Фридриха, Делакруа, Энгра.
В 1972 году Эрмитажем был получен в дар от американского предпринимателя и коллекционера Арманда Хаммера «Портрет Антонии Сарате» кисти Гойи.
Особое внимание уделяется увеличению фондов произведений художников XIX-XX веков, современных мастеров, а также памятников искусства стран, ранее не представленных в музее. В 1960-1970-е годы в Эрмитаж поступили два портрета кисти Матисса, шесть скульптурных его работ, оформленные им книги, гравюры и литографии. Все это принесено в дар музею Л.Н. Делекторской, многолетним секретарем и помощником Матисса. В числе новых пополнений пейзажи Франсуа Милле, Эжена Будена и Мориса де Вламинка, картины таких известных мастеров, как Ренато Гуттузо, Андрэ Фужерон, тридцать произведений американского художника Рокуэлла Кента, работы живописцев Польши, Венгрии, Германской Демократической Республики. К этому следует добавить первоклассную пастель Одилона Редона, рисунки Матисса, Леа Грундиг, Тадеуша Кулисевича, Антона Рефрежье, Андрэ Фужерона, многочисленные листы чехословацких, венгерских, болгарских, румынских, польских, немецких художников.
Поплярное на сайте:
Успенский собор
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский ...
Театр в Приене
Театр был построен между 350 и 330 до н. э. (немецкий учёный А.Геркан указывает 300 до н.э.). Вначале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 в. до н.э. Она представляла собой двухэтажное строение с одноэ ...
Рисунок в XX веке
В значительной мере оба стиля рисунка XIX века — и описательный и артистический — получают продолжение и в нашем столетии. Но определяющим в XX веке становится рисунок совсем иных качеств. Главная его черта — это интеллектуализм. Такой ри ...
Навигация