Формирование музея и музейных коллекций. Музейные здания

Статьи по культурологии » Эрмитаж » Формирование музея и музейных коллекций. Музейные здания

Страница 3

По другую сторону Зимней канавки на месте Зимнего дворца Петра I в 1783-1787 годах выстроен Эрмитажный театр. Его творцом является архитектор Джакомо Кваренги. Фасад Эрмитажного театра выдержан в духе строгого русского классицизма конца XVIII века.

В первое время здесь ставились спектакли для императорской семьи. Позже, в XIX и XX веках, на подмостках этого театра выступали многие крупные мастера русской сцены. Сейчас в Эрмитажном театре работает лекторий музея.

С начала XIX века в Эрмитаж начинают систематически поступать картины русских живописцев, с 1825 года существует специальная экспозиция русского искусства. Впоследствии эти фонды были переданы в Русский музей, основанный в 1895 году.

В годы французской революции и в период последовавших за ней бурных международных событий и наполеоновских войн систематический рост коллекций Эрмитажа на некоторое время приостановился. После заключения Парижского мира вновь предпринимаются шаги к увеличению музейного собрания, однако в целом собирательство идет уже не в столь широком масштабе, как в предшествующем столетии.

В 1814 году было сделано первое крупное приобретение XIX века – 38 картин галереи Мальмезонского дворца, принадлежавших первой жене Наполеона, императрице Жозефине Богарне. Среди полотен были «Снятие с креста» Рубенса и одноименное произведение Рембрандта, такие известные картины как «Ферма» Поттера, «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» Клода Лоррена и др.

В 1814 году в Амстердаме были приобретены полотна из коллекции английского банкира Кузвельта, фактически положившие начало собранию испанской живописи в Эрмитаже. Еще несколько полотен испанских художников поступают в 1831 и 1834 году.

Отзвуком героических побед в Отечественной войне 1812 года явилось создание в 1819-1826 годах Военной галереи Зимнего дворца, на стенах которой были помещены 332 портрета военачальников, исполненных кистью англичанина Дж. Доу и двух его русских помощников – А.В Полякова и В.А. Голике.

С начала XIX века, очень медленно, Эрмитаж обретает самые начальные, еще непрочные формы музейной организации. Создается несколько отделений, вверенных хранителям. Но при этом Эрмитаж по-прежнему остается чисто дворцовым музеем, находящимся в ведении придворной конторы. Неудовлетворенность положения, в котором находился Эрмитаж, особенно ощущалась по сравнению с европейскими музеями. Некоторые из них уже были открыты для публики: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо. Необходимость реорганизации Эрмитажа, превращения его в публичный музей для России становилась все более очевидной.

Необходимо было построить специальное музейное помещение. В 1839 году архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов приступают к возведению Нового Эрмитажа. Масштаб залов, конструкция перекрытий с особыми застекленными окнами на потолке, одноцветная, равномерная окраска плоских стен, удобных для развешивания больших картин, - все создавалось с учетом специфических требований музея.

В 1852 году состоялось открытие публичного музея, т.е. музея, доступного для публики. Тем не менее, еще долгое время выдавалось крайне мало входных билетов, и продолжали существовать разного рода ограничительные правила. Учет посетителей был строжайший.

Лишь в 1863 году был открыт свободный доступ в музей. С этого времени посещаемость стала быстро расти, и достигла в канун первой мировой войны внушительной по тем временам цифры – 180 000 человек в год.

Во второй половине XIX – начале XX века собрание Эрмитажа значительно пополнилось не только за счет покупок за рубежом, но и благодаря поступлению отечественных коллекций, а также материалов раскопок, которые проводились под наблюдением Археологической комиссии, созданной в 1859 году. Некоторые приобретения имели для музея особо важное значение. Так, коллекция маркиза Кампана, поступившая в 1866 году, содержала ценные и разнообразные памятники античного искусства (скульптуры и керамики, и в том числе знаменитая «царица ваз», статуи Августа, Юпитера и т.п.)

Значительно пополнили коллекции Эрмитажа собрание А.П. Базилевского, купленное в Париже в 1884-85 г. (памятники византийской культуры, первоклассные произведения прикладного искусства и др.), картины из галереи дворца Барбариго в Венеции, купленные в 1850 году, собрание французского маршала Сульто (1852г.), которое принесло шесть картин Тициана из восьми, которыми располагает ныне музей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Театр
В послевоенные годы французский театр развивался в русле демократизации своей структуры. Впервые в стране создаются стационарные театры в провинции – «драматические центры» – на средства государства и местных органов власти. Одним из л ...

Природа и сфера действия интенции творческой личности
Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действие интенции художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда ...

Причины «массовости» кино с точки зрения психологии
Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал Зигмунд Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В ней массовое противопоставляется индивидуальному, единичному. Масса это всегда некоторое количест ...