Что касается техники живописи, то Леонардо довел здесь свое сфумато до совершенства: двадцать, а может быть сто лессировок положено им на картину. Прекрасным получился и задний план. Все детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли – вызывают в памяти романтические представления о ней на следующий день после Творения.
Отдавшись работе над «Моной Лизой», Леонардо совершенно потерял интерес к «Битве при Ангиари». А та в свою очередь потерпела столь серьезные повреждения, что нужно было начинать все с начала, к чему у Леонардо не было ни малейшей охоты. Флорентинский Совет десяти придерживался мнения, что художник либо должен завершить картину, либо вернуть назад полученные деньги. Давление со стороны Совета возрастало, но Леонардо сумел выйти из положения с помощью Шарля дАмбуза, лорда Шомона, который управлял Миланом от лица Людовика XII Французского. Французы испытывали перед Леонардо восхищение. Людовик был так потрясен «Тайной вечерей», что начал спрашивать у своих инженеров, нельзя ли снять ее со стены и перевезти во Францию, даже если для этого придется разрушить монастыри. Флорентинцы получили письмо от Шарля дАмбуза, в котором тот просил отправить Леонардо в Милан для выполнения некоторых работ. Совет десяти не собирался вступать в конфликт с французами и согласился отпустить Леонардо, поставив условие: он должен вернуться через три месяца. Однако события развивались так, что три месяца затянулись на очень долгое время.
Французы предоставили Леонардо полную свободу действий. Платили ему хорошо и, очевидно не предъявляли слишком настойчивых требований. Не считая некоторых случайных поездок, он провел в Милане шесть лет, все больше погружаясь в научные исследования. В 1506 – 1508 годы да Винчи нарисовал второй вариант «Мадонны в скалах».
Сравнение луврской «Мадонны в скалах» и позднего варианта, ныне хранящегося в Национальной галерей Британии, выявляет глубокое различие между стилем Леонардо времени Кватроченто и Высокого Возрождения. Хотя обе картины приблизительно одинаковые по размеру, фигуры во втором варианте кажутся больше: они как бы придвинулись к зрителю и оттого представляются более значительными и идеальными. Цвета приглушены, от чего лица и тела на первый взгляд кажутся покрытыми мертвой бледностью. Когда вскоре после второй мировой войны живопись была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Однако расчистка выявила то, что сделал Леонардо: все цвета были преднамеренно не подчеркнуты, они как бы полностью утратили свою декоративность и использованы только для того, чтобы выразить идею картины. В ней нашли отражение результаты его долгих размышлений, исследований в области светотени и поисков методов, «как сделать фигуры пластичными». В результате цвета воздействуют, прежде всего, на ум.
Композиционные изменения были сделаны, скорее всего, чтобы удовлетворить Братство Непорочного Зачатия. Должно быть, они сочли указующий жест ангела слишком загадочным. Им была не известна флорентинская традиция изображения Иоанна Крестителя в детском возрасте, поэтому Леонардо выделил его с помощью удлиненного креста. Вероятно, что они попросили сделать и нимбы, которые до этого появлялись в ранних работах да Винчи. Леонардо сделал новые эскизы головы ангела, его тела и драпировки. Можно утверждать, что и многие другие детали картины, бесспорно, его. Однако, написав все, что его интересовало, он переложил остальную часть работы на учеников и , возможно, на своего соавтора да Предиса.
В конце 1507 – го и начале 1508 – го Леонардо провел шесть месяцев во Флоренции, прибыв туда по личному и не очень приятному делу. В 1504 году Пьеро да Винчи умер, не оставив завещания. Младшие сыновья объединились, чтобы лишить Леонардо причитающейся ему доли наследства. А в 1507 году умер дядя Леонардо Франческо. Он оставил завещание, в котором упоминал и своего блистательного племянника. Братья пытались подделать завещание. Леонардо подал на них в суд. Отношения между да Винчи и его родственниками складывались подобно отношениям в волчьей стае. Находясь во Флоренции, занятый судебным поединком (который он выиграл), Леонардо делил жилище с талантливым эксцентричным скульптором по имени Джан Франческо Рустичи. В его доме Леонардо чувствовал себя превосходно и не мало времени уделял тому, чтобы привести бумаги в порядок. За долгие годы их скопилось так много, что однажды он сам осознал бессилие разрешения задачи. Однако меланхолия да Винчи была не долгой. Он наслаждался обществом Рустичи и, согласно Вазари, не мало помогал ему в изготовлении знаменитой группы бронзовых статуй: «Святой Иоанн Креститель, фарисей и левит». Когда Джан Франческо работал над глиняной моделью группы, то требовал, чтобы к нему никто не подходил близко, кроме Леонардо. В результате этого многие детали статуй в высшей степени «леонардоподобны» (Вазари), так что некоторые искусствоведы считают, что их вылепил сам Леонардо, однако этому нет подтверждения. О существовании скульптурных работ Леонардо, кроме «Коня» нам ничего не известно. В музее Будапешта хранится маленькая конная статуэтка. Некоторые исследователи приписывают ее Леонардо. Лошадь действительно выполнена в его манере и похожа на некоторые эскизы к «Битве при Ангиари». В Виндзоре хранится рисунок лошадей, рядом с которым рукой Леонардо написано: «Сделать из воска маленькую, длиной около десяти сантиметров». Будапештская бронзовая статуэтка высотой около двадцати сантиметров скорее всего работа ученика да Винчи.
Поплярное на сайте:
Выставка Западноевропейского оружия XV-XVII вв
В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках.
Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века. Рядом с кольчугой, защищавшей те ...
Жанр К. Брюллова
Существо метода Брюллова и его место в русском изобразительном искусстве наглядно раскрываются на сопоставления двух таких учеников мастера, как А. II. Мокрицкий и П. А. Федотов. Первый представлял как бы внешнюю, поверхностную сторону ...
Рафаэль Санти
(Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна К ...
Навигация