Французский король Людовик XII умер, но глубокое уважение к Леонардо по наследству перешло к его приемнику Франциску I. Молодой король Франциск пригласил Леонардо во Францию, в усадьбу не далеко от королевства Амбуазе. Художнику было назначено содержание, полностью удовлетворяющее нужды старого человека. Взамен Франциск просил Леонардо беседовать с ним. Да Винчи ни чего не оставалось делать, как отправиться в чужую страну. Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок, ему сразу дали титул «Первый художник, инженер, и архитектор Короля». Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу. Он часто навещал его.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги завещал Франческо Мельци, кое- какие деньги – сводным братьям, а виноградник близ Милана – Салаи. Как только он был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со временем она превратилась в облака, на которых он был вознесен на небеса. Его стали обожествлять. В день смерти Леонардо король Франциск был очень далеко от резиденции. Однако долго существовала версия поклонников да Винчи о том, что он умер на руках у короля. Исследователи второй половины XVI, затем XVII и XVII веков были до отвращения неприятны в своем восхвалении каждого предмета, который хоть отдаленно мог быть связан с именем мастера. Однако самые шокирующие изменения в образ Леонардо были внесены в XX веке Фрейдом . В своем эссе «Леонардо да Винчи. Воспоминания его детства» ученый высказывает предположение о том, что в первые годы жизни художник ощущал резкий недостаток общения со своим отцом, от чего оказался в сексуальных отношениях с матерью, а позже, когда был взят в дом отца, сделался объектом чрезвычайной привязанности своей приемной матери. Фрейд придал очень большое значение детскому сну, или фантазии, пересказанной самим художником, в которой рассказывалось об эротической встрече с огромной птицей, опустившейся на колыбель ребенка. Он приходит к выводу, что Леонардо был скрытым гомосексуалистом, который сублимировал свои наклонности в преувеличенной погоне за знаниями.
Бесспорно, что эссе Фрейда противоречиво и не точно, но именно он, впервые, за долгие годы решился развеять миф человека – Бога. После этой научной работы мир раскрыл глаза, и взглянул на Леонардо, как на человека, совершившего множество проб и ошибок. Но, бесспорно, вклад да Винчи в искусство имеет широкое основание. Это основание столь объемно, что сам он не мог объективно оценить его и никогда об этом не писал. Речь не идет о композициях Леонардо, законченных и незаконченных. Скорее всего, имеется в виду его концепция градаций и пропорций. Такие слова не легко поддаются определению. Но, говоря о Леонардо, мы не можем просто рассуждать о размерах и пропорциях. Его персонажи принадлежат к новой пропорции или даже расе, которая крупнее и грациознее, чем старая, представленная у таких художников, как Боттичелли или Поллайоло. Они массивнее, весомее, мощнее, чем у художников Раннего возрождения. Новая концепция Величия изменила западное искусство. С нее началось Высокое Возрождение, и каждый художник, который следовал времени, становился должником Леонардо.
Он заставил нас сойти с ума от одной только улыбки Джоконды. Он поставил знак вопроса после слова «жизнь». Его гений раскрыл перед нашими глазами грани человеческого мозга и нашел ответы на многие вопросы мироздания. Леонардо – человек вне мира и земли, для многих он стоит на промежуточной ступени между человеком и Богом. Он одинокий отшельник , но только потому, что человек не может находится в пределах его гигантского мира. Мира, в котором живет таинственная душа самого многогранного гения человечества – Леонардо да Винчи.
Поплярное на сайте:
Последние годы творчества
Брюллов уехал из Петербурга 27 апреля 1849 года. Безнадежно больной, но совету врачей он направился за границу. Путь Брюллова лежал через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию, откуда художник должен был на корабле отплыть в Португалию. Во мно ...
Потешный двоpец
У кpемлевской стены между Комендатской и Тpоицкой башнями находится интеpесное гpажданское сооpужение сеpедины XVII века - так называемый Потешный двоpец. Он постpоен в 1652 году для бояpина Н.Д.Милославского - тестя цаpя Алексея Михайло ...
Воскресенские ворота
В Воскресенском проезде. Построены были Воскресенские триумфальные ворота в 1680 году при царе Алексее Михайловиче. Над двухпролетным арочным проездом возвели каменные палаты с двумя восьмигранными шатрами.Позже, во второй половине 19 век ...
Навигация