Французский король Людовик XII умер, но глубокое уважение к Леонардо по наследству перешло к его приемнику Франциску I. Молодой король Франциск пригласил Леонардо во Францию, в усадьбу не далеко от королевства Амбуазе. Художнику было назначено содержание, полностью удовлетворяющее нужды старого человека. Взамен Франциск просил Леонардо беседовать с ним. Да Винчи ни чего не оставалось делать, как отправиться в чужую страну. Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок, ему сразу дали титул «Первый художник, инженер, и архитектор Короля». Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу. Он часто навещал его.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги завещал Франческо Мельци, кое- какие деньги – сводным братьям, а виноградник близ Милана – Салаи. Как только он был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со временем она превратилась в облака, на которых он был вознесен на небеса. Его стали обожествлять. В день смерти Леонардо король Франциск был очень далеко от резиденции. Однако долго существовала версия поклонников да Винчи о том, что он умер на руках у короля. Исследователи второй половины XVI, затем XVII и XVII веков были до отвращения неприятны в своем восхвалении каждого предмета, который хоть отдаленно мог быть связан с именем мастера. Однако самые шокирующие изменения в образ Леонардо были внесены в XX веке Фрейдом . В своем эссе «Леонардо да Винчи. Воспоминания его детства» ученый высказывает предположение о том, что в первые годы жизни художник ощущал резкий недостаток общения со своим отцом, от чего оказался в сексуальных отношениях с матерью, а позже, когда был взят в дом отца, сделался объектом чрезвычайной привязанности своей приемной матери. Фрейд придал очень большое значение детскому сну, или фантазии, пересказанной самим художником, в которой рассказывалось об эротической встрече с огромной птицей, опустившейся на колыбель ребенка. Он приходит к выводу, что Леонардо был скрытым гомосексуалистом, который сублимировал свои наклонности в преувеличенной погоне за знаниями.
Бесспорно, что эссе Фрейда противоречиво и не точно, но именно он, впервые, за долгие годы решился развеять миф человека – Бога. После этой научной работы мир раскрыл глаза, и взглянул на Леонардо, как на человека, совершившего множество проб и ошибок. Но, бесспорно, вклад да Винчи в искусство имеет широкое основание. Это основание столь объемно, что сам он не мог объективно оценить его и никогда об этом не писал. Речь не идет о композициях Леонардо, законченных и незаконченных. Скорее всего, имеется в виду его концепция градаций и пропорций. Такие слова не легко поддаются определению. Но, говоря о Леонардо, мы не можем просто рассуждать о размерах и пропорциях. Его персонажи принадлежат к новой пропорции или даже расе, которая крупнее и грациознее, чем старая, представленная у таких художников, как Боттичелли или Поллайоло. Они массивнее, весомее, мощнее, чем у художников Раннего возрождения. Новая концепция Величия изменила западное искусство. С нее началось Высокое Возрождение, и каждый художник, который следовал времени, становился должником Леонардо.
Он заставил нас сойти с ума от одной только улыбки Джоконды. Он поставил знак вопроса после слова «жизнь». Его гений раскрыл перед нашими глазами грани человеческого мозга и нашел ответы на многие вопросы мироздания. Леонардо – человек вне мира и земли, для многих он стоит на промежуточной ступени между человеком и Богом. Он одинокий отшельник , но только потому, что человек не может находится в пределах его гигантского мира. Мира, в котором живет таинственная душа самого многогранного гения человечества – Леонардо да Винчи.
Поплярное на сайте:
Микеланджело Буонарроти
Микеланджело родился в 1475 г. и умер в 1564 г., пережив Леонардо и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия и оставив далеко позади великую эпоху гуманизма и свободы духа. Эти гордые идеалы не осуществлялись и ранее в общественной жизни ...
Развитие немецкого искусства в XVII
веке
До открытия собственной Академии художеств в 1694 году, немецкие художники, для того, чтобы получить профессиональную подготовку, должны были ехать за границу — во Фландрию, Италию, Голландию. Поэтому так заметны влияния этих национальных ...
Художественно-эстетическая феноменология направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно ...
Навигация