Покинув Мантую, Леонардо отправился в Венецию. Там его пребывание было коротким. За это время да Винчи успел существенно повлиять на венецианских художников. Джорджоне на всю жизнь сделал своими образцами глубокую моделировку и тень Леонардо. Однако он сам был столь значителен, что не мог просто подражать Леонардо.
Весной 1500 г. да Винчи приехал во Флоренцию. Он нашел, что духовная атмосфера там полностью изменилась. Пятьсот лет назад, когда приближался тысячный год от Рождества Христова, весь христианский мир был охвачен религиозной истерией, которая иногда граничила с сумасшествием. Конец света, туманно предсказанный в Апокалипсисе, казалось, вот-вот наступит. И теперь во Флоренции, когда приближалась новая серединная дата, повторялось нечто подобное. Семейство Медичи потеряло власть, и было изгнано. В 1490 –е годы фанатичный доминиканский монах Савонарола приобрел огромное влияние над горожанами, произнося громоподобные проповеди о конце света. Флорентинцы сооружали огромные «костры покаяния», бросая в них ценные вещи. В конечном счете, Савонарола был повешен, а затем сожжен в 1498 г. Через 2 года после этого, когда во Флоренцию вернулся Леонардо, атмосфера снова стала сгущаться.
Леонардо не нравилось все, что делал Савонарола, о котором он знал понаслышке. Вряд ли его удивила и смерть фанатика. Но что творилось теперь в искусстве. Спонтанность и веселость Кватроченто исчезли. Боттичелли и Филиппино Липпи отказались от античности и обратились к религиозным темам. Учитель Леонардо Верроккио давно умер, Гирландайо и Антонио дэль Поллайоло также лежали в могилах. Правда, на небосклоне появилась новая звезда - двадцатипятилетний Микеладжело. Его слава поистине соперничала с той, которую Леонардо добился только к сорока годам.
К возвратившемуся во Флоренцию мастеру отнеслись с почтением. Монахи-сервиты из монастыря Благовещения заказали ему алтарную картину и предоставили помещение в своем монастыре, куда Леонардо вскоре переехал. Сюжет да Винчи начал разрабатывать совершенно самостоятельно. Он начал заниматься этим задолго до того, как сервиты обратились к нему. Над темой Мадонны с младенцем и её матерью, святой Анной, Леонардо трудился 15лет. Его последним обращением к ней стала незаконченная картина, созданная через много лет после того, как он покинул сервитов. Первой попыткой подойти к теме можно считать так называемый Картон Бурлингтонского дома, купленный английским правительством в наши дни и теперь находящейся в Национальной галерее в Лондоне. Леонардо создал этот картон в 1499г. при первом взгляде зритель ощущает неземную красоту, но вместе с тем что-то необычное. Постепенно на ум приходят: Леонардо создал странную композицию, он нарисовал одну взрослую женщину на коленях у другой. В жизни подобная сцена выглядела бы смешной. Но композиция Леонардо не вызывает других чувств, кроме восхищения. Две грациозные женщины, между которыми как бы стерта разница в возрасте, представляют собой удивительно гармоничное сочетание и окутаны мерцающим сиянием. Их связывает младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна крестителя. Картон считается одной из самых прекрасных работ Леонардо.
Вторым вариантом был картон, созданный специально для сервитов( к сожалению утерянный). «Когда он был закончен, -пишет Вазаре, -комната, где он стоял, постоянно была наполнена мужчинами и женщинами, молодыми и старыми; такую толпу можно видеть только на самых торжественных праздниках.» Леонардо представил Марию, святую Анну и маленького Иоанна Крестителя с ягненком и, как пишет посланник маркизы Изабеллы: «Все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, потому что сидят или наклонились». Сервитам было не суждено получить от Леонардо законченное живописное полотно. Корреспондент маркизы докладывал, что Леонардо, по всей видимости, потерял интерес к искусству: «Вид кистей выводит его из себя». Однако возникли и другие обстоятельства: внезапно Леонардо покинул сервитов и в 1502 – 1503 годах превратился в военного инженера. В роли его работодателя выступил Чезаре Борджиа, самый жесткий, безжалостный и кровавый тиран эпохи Возрождения.
Поплярное на сайте:
Женский костюм
Непосредственное многолетнее общение с испанцами, казалось бы, должно было привести нидерландских женщин к полному подражанию в костюме испанским образцам, как это произошло в Италии. В действительности же, неприязнь к иноземцам, иное п ...
Виды общения
«Лучший путь для общения со зрителем – через общение с действующими лицами пьесы» К. С. Станиславский.
Живому взаимодействию партнеров на сцене Станиславский придавал исключительное значение. Но, разрабатывая свою систему, он не сразу п ...
Пейзажная живопись
Живопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением. Со времён средневековья дошли стихи, прославляющие живопись, трактаты о творческих путях путях живописцев, описание отдельных картин и своеобразные сводные истории ...
Навигация