Уральский изразец. Керамика сегодня

Статьи по культурологии » Русский печной изразец » Уральский изразец. Керамика сегодня

Страница 4

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным, специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам, занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка, он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом, задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях, рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.

42

Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке, создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 – пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения поливы.

У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и развитию национальных традиций.

Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного, практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и шлифовать его.

''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.

То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного времени – подтверждает совершенство этого промысла.

От доисторических времён детство человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид изразцов.

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально новой технике – майолике, получившей иные художественные качества. Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени. Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется гладкая белая поверхность с яркой и сочной

44

росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Символизм поздних работ М. Врубеля
В 1904 году Врубель снова взялся за работу. Он закончил большой портрет пастелью Н.И. Забелы на фоне берёзовой рощи. Сколько раз он писал рисовал Забелу, но ни одна работа не повторилась. И в этот раз он сделал совсем новое и прекрасное. ...

Альбер Камю
Безвременно погибший в автокатастрофе талантливый писатель, лауреат Нобелевской премии 1957 года Альбер Камю, который в 40-е годы был ближайшим соратником Сартра, также рассматривал свое творчество прежде всего как средство выражения свои ...

Художники
В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербргской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права совбодного выбора темы конкурсной картины в соответствии с наклонн ...