Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова

Страница 1

Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников, следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так как, в 5 - 6-х классах на уроках искусства тема года единая - «Изобразительное искусство как познание и утверждение человеческих ценностей». Произведения Нестерова, как и многих других талантливых художников, очень подходят к этой теме. Продать квартиру через риэлтора Санкт-Петербург сколько берут риелторы за продажу квартиры.

Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом уровне восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных видах изобразительного искусства.

Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему должны быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных изучению творчества М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.

Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно должно быть и на уроках искусства.

Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. А ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и дочь, отец и сын на равных решали насущные жизненные вопросы.

По мнению Д.Б. Кабалевского, следует, что урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю необходимо иметь много материала, такого как репродукции картин художника, слайды, книги, описывающие и анализирующие его творчество, подходящие музыкальные и литературные произведения. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему - это самые важные, бесценные минуты урока.

А.В. Луначарский писал: «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему».

Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению творчества Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие собственное переживание и впечатление, окрашенное детской радостью, эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума, а не просто правильные ответы школьников. И именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства.

Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и душе, лучше, если зазвучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия - это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взором цариц…»

И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В. Нестеровым.

Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий постриг» - четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).

Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Поздний период
На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» последнему дню карнавала перед постом. Пять ва ...

Египетские пирамиды
В потустороннем мире, заселённом умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Под этим подразумевалось решительно всё, чем покойный пользовался при ...

Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы само по себе, независим ...